От игрушек до космоса. У кого «воровал» идеи Советский Союз


СССР был уникальным государством, призванным построить коммунизм и научить весь мир жить по-новому. Но по дороге к этой цели он был вполне не против воспользоваться достижениями империалистов.

От фотоаппаратов до самолётов, от детской игры до полёта в космос — мы расскажем, какие элементы жизни загнивающего Запада были призваны помочь советскому народу на пути к светлому будущему.

Откуда взялся железный конструктор?

Одним из главных элементов детства советских мальчишек был конструктор из металлических деталей.

Многие десятилетия будущий цвет промышленности СССР оттачивал свои навыки, строя с помощью подобных наборов самые разнообразные конструкции.

Советский металлический конструктор 1933 года

Но своё начало этот культовый элемент советского быта берёт в самых что ни на есть буржуазных странах. В 1901 году такой конструктор был создан англичанином Фрэнком Хорнби.

Портрет Фрэнка Хорнби и его патент 1901 года на первый конструктор подобного типа

На основе своего изобретения Хорнби создал компанию Meccano.

Один из ранних наборов Meccano

Позднее компания несколько раз меняла национальную принадлежность и владельцев, но сама марка конструкторов популярна и по сей день.

Современное изделие Meccano из набора “Раллийная машина”

“Ну, погоди!” из Японии

Желая разнообразить досуг своих детей, Советский Союз обращал взор не только на запад, но и на восток.

В 1980 году японская компания Nintendo запустила линейку портативных игр Game & Watch.

Первая игра серии

К 1981 году уже вышли 14 игр этой серии. Одной из них оказалась игра Egg (Яйцо). В ней лис пробирается в курятник и пытается украсть как можно больше яиц, подставляя под них шляпу. Также процесс разнообразился появляющимся время от времени в левом верхнем углу экрана петухом.

Сложно сказать, что привлекло советских игроделов — сельская тематика или образ главного героя — но в 1984 году на прилавках в СССР появилась игра “Ну, погоди!”, где лис трансформировался в знакомого всем волка, а петух — в зайца.

Идея пришлась ко двору, и до 1989 года было сделано 5 игр этой серии.

Улыбнитесь, вас снимает Феликс Дзержинский

Заимствованными оказывались даже устройства, носящие громкие имена главных деятелей революции. Такая судьба постигла фотоаппарат ФЭД, названный по инициалам родоначальника советской госбезопасности — Феликса Эдмундовича Дзержинского.

Феликс Дзержинский

Устройство, созданное в 1934 году бывшими беспризорниками в Харьковской трудовой коммуне имени Дзержинского, зарекомендовало себя вполне неплохо. Только вот оказался почти полной копией другого известного устройства — сделанного в Германии в 1932 году фотоаппарата Leica II.

Фотоаппарат ФЭД

Фотоаппарат Leica II

Справедливости ради стоит сказать, что элементы конструкции Leica II были позаимствованы очень многими производителями фототехники. Так, немало похожих черт можно увидеть в первых устройствах японской фирмы Canon.

Крылья для атомной бомбы

К окончанию Великой Отечественной войны в СССР начали осознавать острую потребность в новых моделях самолётов. Вся авиационная промышленность была ориентирована на фронтовые нужды — то есть, на короткие и средние полёты. Но война шла к завершению, и в свете всё более и более ясных перспектив появления атомного оружия, становилась очевидной необходимость мощных самолётов, способных нести этот грозный груз на дальние расстояния.

В мае 1944 конструкторскому бюро Туполева была поручена разработка принципиально новой машины — стратегического бомбардировщика третьего поколения.

Андрей Туполев, руководитель конструкторского бюро

Проект грозил затянуться на многие годы, а руководство торопило — поэтому советские конструкторы решили пойти по пути наименьшего сопротивления.

К тому времени в руки Красной армии попали несколько Boeing B-29 — прекрасных американских бомбардировщиков, известных также под прозвищем “Летающая крепость”.

Boeing B-29

Для ускорения выполнения поставленной задачи было выдвинуто предложение просто копировать данный самолёт. Генсек КПСС СССР Иосиф Сталин лично поручил Туполеву до 1947 года создать на основе американского прототипа советский самолёт — и для этого наделил полномочиями заказывать нужные детали любым предприятиям без согласования.

Интересно, что СССР дважды пытался официально получить В-29 для своей армии. Во второй раз, 28 мая 1945 года, он запросил США о поставке 120 бомбардировщиков для использования против Японии. Однако, как и в первый, получил вежливый отказ.

В процессе разработки конструкцию В-29 скопировали крайне точно. Иногда доходило до абсурда — установили даже отверстие в панели управления под банку с газированными напитками и пепельницу, хотя советским лётчикам категорически запрещалось курить в полёте.

Большие сложности возникали из-за разной системы мер — американские дюймы было невозможно досконально перевести в сантиметры и миллиметры. Из-за этого самолёт в итоге стал значительно более массивным — на некоторые участки пришлось устанавливать более толстые броневые листы и более толстые провода.

Зато советский аналог имел более мощный двигатель (2400 лошадиных сил против 2200) и более мощное вооружение.

В итоге задача была выполнена — 19 мая 1947 года самолёт Ту-4 впервые поднялся в воздух. С него же был осуществлён первый сброс советской атомной бомбы — 24 сентября 1951 года.

Ту-4

«Буран» против «Шаттла». Воровство или новаторство?

Одним из самых любимых примеров для желающих уличить Советский Союз в воровстве является сравнение многоразовых космических кораблей СССР и США: “Бурана” и “Спейс Шаттл”.

Отрицать их огромную внешнюю схожесть невозможно. Весьма красноречив и тот факт, что “Шаттл” был запущен в космос намного раньше “Бурана” — в 1981 году против 1988 года.

Заимствование не отрицал и генеральный конструктор проекта, Глеб Лозино-Лозинский:

“К тому времени было мало материалов, которые бы подтверждали и гарантировали успех, в то время, когда полёты “Шаттла” доказали, что подобная “Шаттлу” конфигурация работает успешно, и здесь риск при выборе конфигурации меньше. Поэтому, несмотря на больший полезный объём конфигурации “Спирали”, было принято решение выполнять “Буран” по конфигурации, подобной конфигурации “Шаттла”.

Глеб Лозино-Лозинский

Тем не менее, говорить именно о воровстве в данном случае сложно — даже при желании, добыть данные об устройстве космического корабля почти невозможно. Вся информация строго засекречена, а судьба любых частей и фрагментов тщательно отслеживается.

“Буран” перенял от “Шаттла” внешний облик и планировку корпуса — но всё, что обеспечивало работу корабля, все детали, устройства и компоненты программного обеспечения были оригинальными.

Макет орбитального самолёта “Спираль” в Центральном музее Военно-воздушных сил

Различались даже принципы взлёта — “Шаттл” стартовал, включая собственные двигатели, “Буран” же поднимался в космос ракетой-носителем “Энергия”. От объёмных двигателей “Шаттла” было решено отказаться, потому что после выхода в космос они превращались в бесполезный груз и лишь занимали место. Кроме того, ракету “Энергия” можно было использовать и отдельно, для вывода на орбиту различных грузов весом до 100 тонн.

“Шаттл” на старте. По бокам можно увидеть два дополнительных ускорителя, а в центре, под кораблём — большой топливный бак, подающий горючее для его разгонных двигателей

Кроме того, в “Буране” была система катапультирования экипажа и автоматическое управление.

Собственно, единственный в истории полёт советского космического корабля прошёл без людей. Его посадка, случившаяся 15 ноября 1988 года, вошла в историю. На высоте порядка 11 километров “Буран”, получивший с наземной станции информацию о погодных условиях, неожиданно для всех совершил резкий манёвр — описал петлю с разворотом на 180 градусов. Корабль пропал с радаров, поднялась паника, кое-кто даже предложил экстренно взорвать судно. Но оказалась, что автоматика, узнав о сильном ветре над землёй, просто решила совершить посадку по более выгодной траектории — и в итоге “Буран” сел с противоположной стороны полосы.

“Буран” на старте, прикреплённый к ракете-носителю

Проект “Буран” был чрезвычайной мерой, рождённой боязнью СССР бомбардировок из космоса. Когда стало понятно, что подобной угрозы не существует, на фоне наступающих экономических сложностей корабль стал никому не нужен. Космонавтика СССР традиционно была ориентирована на запуск одноразовых кораблей, который обходился в среднем в 6 раз дешевле. Поэтому проект многоразовых кораблей был заброшен.

В 2011 году от непомерных трат устали и США, закрыв программу “Спейс Шаттл”.

Источник

Сообщение От игрушек до космоса. У кого «воровал» идеи Советский Союз появились сначала на Турба-Урба.



Source link